Почему я говорю о разработке логотипов как о бизнесе? Для этого есть несколько причин.
Первая причина. Прибыльность. Сегодня за разработку логотипа вполне можно получить 10000-25000р. (проверял недавно сам по расценкам в Интернете). Время работы над одним заказом от двух до четырех недель. Таким образом, вполне реально за месяц на создании логотипов иметь $1000 дополнительного дохода. А ведь помимо логотипа можно разрабатывать фирменный стиль. Сюда входит дизайн визитки, бланка, папки, почтового конверта и т.д. Оценивается разработка фирменного стиля с логотипом в районе 30000р. Причем объем работы над стилем, при наличии опыта, возрастает незначительно. Увеличение цены происходит из-за комплексности. В результате заказчик получает целый пакет документов, выполненный в едином ключе.
Вторая причина. Минимальные расходы. Создание логотипов и фирменного стиля практически не требует никаких производственных затрат. Вся работа выполняется на домашнем компьютере и записывается на CD-диск. Особенность векторной графики логотипов состоит в том, что все файлы имеют очень маленький размер и не меняют своего качества при масштабировании. Это значит, что макет визитки легко трансформируется для печати, скажем уличного щита 3х6 метров. И никаких затрат на ретушь или допечатную подготовку, в отличие от растровых изображений. По сути, все производственные расходы здесь – это струйный принтер (от 900р.), бумага (1пачка 50 листов А4 от 150р.) и картон для презентации эскизов заказчику (1 лист пенакартона 1х1.4м. от 250р.).
Третья причина. Расширение сферы услуг.
Например, если Вы занимаетесь созданием сайтов на заказ, то можете предлагать своим заказчикам дополнительно разработку их логотипа или фирменного стиля. Таким образом, в выигрыше будут все. Ваш заказчик получит комплексный подход, создание и сайта и логотипа/фирменного стиля в одном месте. Вы откроете для себя еще один источник дохода.
Четвертая причина. Возможность самому распоряжаться своим рабочим временем. Важный момент. Вы сами решаете, браться или нет за очередной заказ в зависимости от своей загрузки. Конечно, для этого необходимо наработать определенный опыт и раскрутиться. О том, как это лучше сделать, читайте ниже.
ПОИСК КЛИЕНТОВ
Поиск клиентов это ключевая задача любого бизнеса. Разумеется, нам хочется, чтобы заказы лились рекой и клиенты выстраивались к нам в очередь. К сожалению, так бывает не всегда, особенно поначалу. Что же делать? Как получить первых клиентов?
Вот несколько советов по поиску первых клиентов.
Совет первый. Участие в различных конкурсах на создание логотипа. Такие конкурсы можно найти на сайте www.free-lance.ru. Это один из самых лучших сайтов для фрилансеров (дизайнеров-частников). Различные конкурсы там открывают регулярно. Кроме того, можно поискать тендеры на: www.advertology.ru, www.sostav.ru
Хочу сразу предупредить: победить в конкурсе и получить за это деньги – дело непростое. Вопрос даже не в том, насколько профессионально Вы сделаете свой вариант. К сожалению, здесь Вы лишены возможности предварительного общения с заказчиком. Вы не знаете его предпочтений, пожеланий, его взгляда на свой рынок. Все, что у Вас есть, это задание на конкурс, из которого порой трудно понять, что требуется заказчику на самом деле. Поэтому свои эскизы приходится делать наугад, попадешь-не попадешь. Бывает, что отлично сделанная работа не принимается заказчиком потому, что она не подходит ему по стилю, не вписывается в рамки его рыночной ниши, или дизайнер неверно истолковал задание.
Тем не менее, я советую участвовать в таких конкурсах. Для чего? Об этом в следующем совете.
Совет второй. Создание своего портфолио. Портфолио, это образцы Ваших дизайнерских работ, эскизы логотипов, которые Вы сделали для других заказчиков. Портфолио можно оформить в виде принтерных распечаток в специальной папке. Такую папку хорошо брать на первую встречу с заказчиком. Но мне кажется, полезнее сделать свой мини-сайт в Интернете и выложить свои логотипы там. Тогда любому заинтересованному лицу Вы просто даете адрес своего сайта, и он может не торопясь в удобное время познакомиться с Вашими работами. Разумеется, на этом сайте Вы поместите также информацию о себе, об условиях работы, расценки, контакты. Все это расскажет о Вашем серьезном подходе к делу и поддержит Вашу репутацию профессионала.
Но чем наполнить порфолио, если Вы только начинаете? Для этого и подойдут логотипы, сделанные для различных конкурсов. Можно отбирать для портфолио разнообразные работы, выполненные в различных стилях, чтобы показать «широту охвата». В этом случае Вы можете привлекать самых различных клиентов. Однако бывает, что дизайнер хочет специализироваться на какой-то близкой ему теме (например «Хай-тек»). Он досконально изучает все нюансы такой темы и «занимает эту нишу». Понятно, что выбор заказчиков в этом случае сильно сужается. Но зато здесь гораздо больше шансов получить хорошо оплачиваемый заказ. Понятно, что такая узкая специализация позволит сделать для заказчика уникальный продукт высокого класса.
Что выбрать, как преподнести себя рынку – это вопросы Вашего позиционирования и отнестись к этому нужно очень взвешенно. Лучше начать с изучения ситуации. Посмотрите, какие логотипы/фирменные стили сейчас делаются, каковы их особенности, какие стили востребованы? Попробуйте сделать что-то сами. Посмотрите, что у Вас лучше получается, к чему «лежит душа»? Поверьте, это очень важно понять и найти именно «свое» дело. Собственный бизнес будет удачным тогда, когда Вы захотите заниматься им даже бесплатно, просто потому, что это Вам интересно.
Еще один момент по использованию портфолио. Что Вам мешает обратиться в различные дизайнерские агентства с предложением работать у них внештатно? Взять компании, которые занимаются (допустим) созданием сайтов. Наверняка к ним обращаются клиенты, которым нужен и сайт и логотип. Штатного дизайнера по логотипам у них пока нет, но зачем упускать такую возможность заработать? Вот вариант, в котором агентство обращается к Вам как к внештатному дизайнеру и заключает с Вами договор на конкретную работу. А если таких агентств у Вас будет несколько? Это еще один источник заказов. К тому же, при таком варианте все проблемы по продаже Вашей работы берет на себя агентство, и Вы трудитесь под защитой его репутации. Все это Вам только на руку.
Совет третий. Раскрутка своего сайта. Здесь речь идет о поисковой оптимизации, контекстной рекламе (Яндекс Директ, Бегун), участию в различных форумах и блогах, написанию статей и т.д. Допускаю, что те из Вас, кто профессионально занимается продвижением сайтов, знает эту тему лучше меня. Здесь Вам и карты в руки, как говорится. Безусловно, при грамотной раскрутке можно добиться высокой посещаемости Вашего сайта, что привлечет Вам дополнительных клиентов.
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С КЛИЕНТАМИ
Допустим, искать клиентов мы научились, что дальше? Надо организовать работу над проектом, построить доверительные отношения с клиентом, добиться успешной продажи. Но что делать, если заказчик будет отвергать все варианты?
Лучше всего, если Вы заранее договоритесь с заказчиком, что работа над логотипом будет состоять из двух этапов. Думаю, нет необходимости говорить, что все отношения с заказчиком должны быть письменно зафиксированы в Договоре.
Первый этап- подготовка 3(5) различных концепций. Если ни одна концепция заказчика не устраивает, он выплачивает Вам за работу небольшую сумму (допустим, 2000-4000р.) и Вы с ним расстаетесь. Если он принимает хотя бы одну концепцию, начинается второй этап работы.
Второй этап – доработка логотипа и принятие его заказчиком. Заранее оговаривается финальная сумма заказа и порядок ее выплаты (очень важен аванс 25%-50%). Также оговаривается (по возможности) сколько переделок Вы согласны сделать за эти деньги. Ваша задача исключить ситуацию, когда Вас без конца будут заворачивать с новыми переделками. Или можно оговорить, что каждую такую переделку заказчик будет оплачивать отдельно. Тогда ему самому будет невыгодно затягивать работу.
Часто бывает, что все отношения с клиентом определяются лишь вторым этапом. Т.е. заключается договор, предусматривающий, что в любом случае заказчик один вариант покупает. На самом деле, это порой оборачивается длительными переделками логотипа.
Особенность продажи дизайна в том, что по большому счету все здесь определяется выбором клиента: «нравится-не нравится». Нет четких однозначных аргументов в пользу того или иного решения. Точнее они есть, это аргументы стилеобразования, гармонии, соразмеренности, соподчинения. Но эти аргументы понятны лишь дизайнерам. Клиент, как правило, не разбирается в таких вопросах, и трудно от него этого требовать.
Остается говорить с ним на его языке, использовать понятные ему доводы. Для этого очень важно в самом начале работы наладить доверительные отношения с заказчиком, узнать его предпочтения, получить как можно больше информации от него самого. Какие логотипы характерны в этой рыночной нише? Какие логотипы у конкурентов заказчика? Что в них заказчику нравится, а что нет? Какие логотипы вообще нравятся заказчику и почему? Что он думает об имидже своей компании? Как он хочет, чтобы она воспринималась? И т.д., и т.п.
Собственные слова заказчика станут опорой для продажи ему логотипа. Разумеется, если все пожелания были учтены в Вашей работе.
В идеале, схема работы над логотипом выглядит так:
Получение задания. Исследовательская работа, «погружение в тему». Знакомство с заказчиком.
Первые эскизы. Выбор приоритетного направления работы. Уточнение того, что именно надо дорабатывать.
Вторые эскизы. Выбор окончательного варианта и обозначение последних доработок.
Презентация готовой работы. Продажа.
Конечно, не всегда получается следовать этой схеме, особенно если опыт работы небольшой. Многому придется учиться, набивать шишки. Да и сама дизайнерская работа, это постоянное обучение. Каждый новый проект начинается с «чистого листа». Любой заказ уникален. В этом, по-моему, отличительная черта творческой работы.
Выбирайте этот путь, если Вам по душе СОЗДАВАТЬ что-то новое.